Полногласие

Полногласие
   понятие историософии А. С. Хомякова. Основу славянской культуры, по Хомякову, следует искать в особом почитании слова. Это особая культура словесности, основанная на образе мысли как "святыне мысли" и "святыне слова". Данные положения изложены им в работе "Исследование истины исторических идей" (более известном, как "Семирамида"), к-рой философ посвятил последние 20 лет своей жизни. С его т. зр., главная особенность славянской культуры в том, что она филологична, обладает ярко выраженным словесным характером; славянин - это человек, владеющий словом, но словом особого рода - художественным, поэтически-эмоциональным, сердечным (схожие характеристики можно встретить в работах мн. мыслителей - Сковороды, Юркевича, В. С. Соловьева, Вышеславцева и др.). Внешним выражением, грамматическим осуществлением художественной философемы является П. - оригинальная и отличительная черта славянских наречий. И это качество не заимствовано ни от кого: "Ни от финнов, которых мягкие диалекты не имеют с ними ничего общего, ни от турок, которых жесткое и гортанное произношение не имеет ничего музыкального или певучего, ни от эллинов, которых язык, исполненный чудной прелести и разнообразия, далеко не представляет, даже у дориян, такого соединения металлического звона и полноты, основанной на преобладании гласных а но… Русский же язык принял много слов от финнов и татар, как лошадь или собака, тундра и проч., но он сохранил неприкосновенным, неизменным свой характер полнозвучности и величия, который свидетельствует об его далекой восточной колыбели и которым особенно отличалось древнеболгарское наречие, самое восточное из всех нам известных наречий славянских" (Соч. М., 1994. Т. 1.С. 43–44). Особого разбора, по его мнению, заслуживает слово "азбука". Уже первый взгляд на названия славянских букв обличает опыт "младенчествующей" мнемоники. Трудно, пишет он, составить полное сказание из всей азбуки: мн. буквы переменили свои имена, мн. переставлены, мн. введены позднейшим временем. Однако здесь Хомяков формулирует интересную мысль об акрофоническом характере рус. азбуки. Он считал, что имена букв составляли связные речения с поучительным смыслом. "Для этого достаточно вспомнить а, б, в, г, д, е, ж, з или р, с, т (аз буквы ведаю, глаголю; добро есть жити (на) земле; рцы слово твердо и пр.)". Впрочем, для Хомякова состав полного речения, изобретенного для облегчения учащихся грамоте, не доказывает еще, что первые названия букв были издревле таковыми, какими они являются теперь, или употреблялись в том смысле, в к-ром мы их теперь употребляем. Восстанавливая древнеславянское и тем самым общеславянское слово на основе древнерус. и рус. языка, как наиболее, по его мнению, показательного, он указывает на то, каким язык не был и каким он не может быть по своей сути. Хомяков утверждал, что язык - это живой организм, это деятельность, а значение - в его употреблении. Диалектике жизни соответствует живой язык, при условии, что он выражает человеческую волю, человеческое действие в виде глагола. А слова - субъекты, сущности, отражающие сущее в жизни, суть - существительные. Философ указывает на родство славянского языка с санскритом. И это сходство содержится не в корнях слов, а в самих словах, точнее, в их развитии, в том самом П., к-рое выражает живой характер языка как организма. Особое место концепция слова Хомякова занимает в его представлениях о религии и культуре различных наций, более того - о природе появления на мировой арене тех или иных наций вообще. В соответствии со своими взглядами на язык, письменность, народ как живой организм в его становлении и развитии и на полногласное слово он осуждает расизм, любую национальную и религиозную нетерпимость, утверждая, что нет чистых рас, чистых религий. В трактовке П. Хомяков исходит из универсального понимания культуры и ее национальных особенностей.
   Л и т.: Шамшурин А. В., Шамшурин В. И. Концепция слова А. С. Хомякова // Человек. 2004. № 2.
   А. В. Шамшурин, В. И. Шамшурин

Русская Философия. Энциклопедия. . 2015.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Полногласие" в других словарях:

  • полногласие — полногласие …   Орфографический словарь-справочник

  • ПОЛНОГЛАСИЕ — в восточнославянских языках сочетание двух гласных и плавного (р, л) между ними на месте праславянских дифтонгических сочетаний or, ol, er, el между согласными (напр., рус. город , молоко , берег ) …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПОЛНОГЛАСИЕ — ПОЛНОГЛАСИЕ, полногласия, мн. нет, ср. (линг.). Характерное для русского, украинского и белорусского языков наличие сочетаний оро, оло, ере между согласными, соответствующих церковно славянским ра, ла, ре, ле, напр. ворота врата, золото злато,… …   Толковый словарь Ушакова

  • ПОЛНОГЛАСИЕ — ПОЛНОГЛАСИЕ, я, ср. В языкознании: наличие в словах восточнославянских языков сочетаний «оро», «оло», «ере» между согласными, соответствующих старославянским «ра», «ла», «ре», «ле», напр. город град, золото злато, берег брег, молоко млеко. | прил …   Толковый словарь Ожегова

  • Полногласие — Полногласие  одна из особых фонетических черт, отделяющая современные восточнославянские языки от южно и западнославянских[1]. Термин ввёл М. А. Максимович[2]. Противоположное явление носит название неполногласия. Содержание …   Википедия

  • Полногласие — Полногласие  фонетическое явление: наличие в корневых морфемах восточнославянских языков сочетаний «оро», «оло», «ере» в соответствии с сочетаниями «ра», «ла», «рѣ», «лѣ» у южных и «ро», «ло», «ре», «ле» у западных славян в исконно одних и тех же …   Лингвистический энциклопедический словарь

  • полногласие — я; ср. Лингв. Характерные для русского, украинского и белорусского языков сочетания оро , оло , ере , ело (после шипящих) в положении между согласными, которым в старославянском языке соответствуют неполногласные сочетания ра, ла, ре , ле : город …   Энциклопедический словарь

  • Полногласие — Рефлексация в восточнославянских языках праславянских корневых звукосочетаний *or, *ol, *er, *еl в структурах типа *tort, *tolt, *tert, *telt (где /i] условное обозначение любого согласного) как [i]оро, оло, ере, оло в соответствии с ra, la, rĕ,… …   Справочник по этимологии и исторической лексикологии

  • Полногласие — такие сочетания оро , оло , ере , еле , ело в рус. словах (корова, холод, желоб, череп, селезенка, др. рус. шєломъ шлем и т. п.), к рые возникли в рез. др. рус. изменения праслав. сочетаний гласных *о и *е с плавными *r и *I между согласными (в… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Полногласие —         специфическая лексикофонетическая черта современных восточно славянских языков. В русском языке П. проявляется в наличии графической последовательности «оро», «оло», «ере», «ело» в словах общеславянского или восточно славянского… …   Большая советская энциклопедия

  • Полногласие — (граммат.) Под этим термином, изобретенным киевским профессором Максимовичем в 30 х годах, в настоящее время разумеют вообще развитие вторичных гласных звуков в сочетаниях плавных согласных р, л с предшествующим гласн. звуком и последующим… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»